ВИДЕОАРХИВ
Москва, Лялин переулок, 21 стр. 2.
Отправьте свою заявку на консультацию
КОНСУЛЬТАЦИИ СО ВЗРОСЛЫМИ
ДЕТСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
КОНСУЛЬТАЦИИ С ПАРАМИ
Новости про психологию

Почему ребенок подсел на гаджеты?

“Мой ребенок постоянно сидит в телефоне: в машине, за столом, в кровати и даже на прогулке! Он просто зависим от него!” - часто приходится слышать слова  родителей на консультации.
Действительно, по проведенным исследованиям НИУ ВШЭ, 35% школьников используют телефоны от 2 до 5 часов в день, у 33% экранное время более 5 часов. Так показатель ли это зависимости от гаджетов,  или это естественная потребность ребенка в современном мире. Давайте с вами разберемся!
Прежде чем приступить к разбору, важно прояснить два понятия: зависимость и потребность.
 Зависимость - это  ощущаемая человеком навязчивая потребность в повторении определенной деятельности. Зависимость от гаджетов - навязчивое стремление использовать устройство и избыточное пользование им, проведение большого количества времени в сети, игре. 
Потребность — это психическое явление, показывающее нужду человека в необходимых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие. 
Главное отличие двух понятий в том, что в первом случае нужда человека навязчивая, сопровождается непроизвольными и неконтролируемыми мыслями, действиями и является разрушающей для организма. Во втором случае это  нужда человека, позволяющая закрыть дефицит и  “пустоту”, которая позволит сохранить организм. 
Следовательно, не все “залипание” в телефоне является зависимостью, а только то, которое несет разрушающий эффект для человека. Чтобы лучше различать зависимость у ребенка, рассмотрим основные признаки этой зависимости.
  1. Потеря интереса к другой деятельности. Время в гаджетах -  единственное, что мотивирует Вашего ребенка, а книги, игрушки и спорт не вызывают такого же восторга
  2. Зацикленность. Постоянные мысли ребенка о гаджетах, даже когда он ими не пользуется. Он может говорить  непрерывно говорить о Minecraft  и думать, что он будет делать в следующей игре, гадать, что его любимый блогер опубликует в следующий раз на YouTube, или проигрывать раз за разом сцены из Among us. 
  3. Трудности общения. Ребенок становится замкнутым, старается больше времени проводить в интернете и в гаджетах, избегая реального общения как со сверстниками, так и с близкими людьми.
  4. Ломота. Когда пришло время выключить телевизор или убрать мобильные устройства, чтобы провести время с семьей,  Ваш ребенок расстроен, раздражен и проявляет признаки беспокойства (даже легкий тремор)  сразу же после просьбы. 
  5. Увеличение времени просмотра. С каждым разом потребность в проведение свободного времени за гаджетом увеличивается.
  6. Обман. Если Ваш ребенок прячет планшет ночью в постели или обманывает Вас и не говорит сколько на самом деле времени он провел времени за своей любимой игрой, то это тревожный звоночек.
  7. Виртуальная жизнь становится более значимой в отличие от реальной жизни.
  8. Наделение душой. Гаджеты могут  наделяться душой. Например, если любимый телефон разбился, то ребенок будет это воспринимать как потерю близкого человека или любимого питомца.  
Чтобы диагностировать зависимость ребенка, как правило должно прослеживаться более пяти признаков и симптомов, рассмотренных выше. Если их меньше, то это показатель того, что ребенок с помощью гаджетов закрывает свои потребности и возникший “дефицит”. 
Если это не зависимость, то какие потребности ребенок может удовлетворять через гаджеты? Давайте рассмотрим.
  1. Одиночество. Если ребенок предоставлен сам себе, у него нет возможности разделить с кем то время, “прилипнуть” к кому-то, то он ищет замещение. В данном случае гаджет- это хоть что-то, не живой человек, но позволяет заполнить пустоту и одиночество внутри.
  2. Стресс. Ребенок старается снять напряжение и выбирает гаджет, чтобы разрядиться и спрятаться в домике. -разрядка, спрятаться
  3. Подражание родителям. Если родители, приходя домой сидят в телефонах, то и у ребенка будет формироваться подобная потребность.
  4. Реализация. Если ребенок ощущает себя неуспешным в учебной деятельности и во взаимодействии со сверстниками, то он будет искать пространство, где может почувствовать свою значимость. Таким пространством может стать игра, где ребенок может почувствовать силу и свой успех.
  5. Депрессивное состояние. Ребенок может ощущать подавленность, замкнутость, нежелание выходить из своей раковины. В таком состоянии наблюдается дефицит дофамина, гормона, отвечающего за радость, удовольствие и счастье. В результате этого организм старается найти легкий и быстрый способ поднять уровень дофамина и на помощь приходят либо какие нибудь вкусняшки, либо гаджеты, которые позволяют получить свою пилюлю.
Попробуйте проанализировать поведение своего ребенка, понять его истинные потребности и тогда решить вопрос “зависания в гаджетах” станет легче.  В следующей статье Вы найдете рекомендации “7 стратегий помочь ребенку выйти из телефона?
Made on
Tilda