Если это такая распространенная тема, как же помочь ребенку и семье справиться с этим недугом?
Рассмотрим основные шаги.
- Неторопливость. Не пытайтесь заставить Вашего ребенка стать храбрым, не подталкивайте его тут же побороть свой страх. Ему потребуется время, чтобы противостоять и постепенно преодолевать свои тревоги.
- Информирование. Дети активно познают окружающий мир, но они не всегда могут найти объяснения некоторым явлениям. Гром кажется, действительно, страшным - он непредсказуем, громкий и любой ребенок может подумать, что небо разрывается, и грядет конец света. Поэтому дайте ребенку всю необходимую информацию, чтобы объяснить эти пугающие явления. Дети - это самые благодарные слушатели, они с удовольствием и любопытством будут вникать в происходящее, а Вы станете для него настоящим героем, который мастерски разбирается во всем этом.
Без избегания. Любящий родитель хотел бы защитить своего ребенка от плохих чувств. Иногда кажется, что единственный способ сделать это - поддержать его и избегать всего, что его пугает. НО в краткосрочной перспективе это улучшит ситуацию, но в долгосрочной нет, это будет поддерживать страх. Чем больше мы чего-то избегаем, тем больше мы вкладываем в это избыточный потенциал, понимание того, что этого действительно надо бояться, это не безопасно. Это также лишает Вашего ребенка возможности узнать, что он может быть сильным и находчивым, чтобы справиться с ситуацией. Детям важно понять, что небольшой дискомфорт - это нормально, это знак того, что они собираются сделать что-то действительно важное и у них есть на это силы.
- Сопереживание. Если ребёнок чего-то испугался и бежит к Вам сломя голову, прижался и не может произнести ни слова. Озвучьте его эмоции и его состояние: “Эта собака тебя напугала, когда стала громко лаять. Ты, наверное, очень сильно испугался?”. НО важно не слишком остро реагировать на страх, не бежать к нему сразу как он испугался или обнимать его, удерживая на руках, иначе Вы усилите его страх.
- Поддержка. Поощряйте ребенка с его успехами в работе со страхами. Например, ситуация, когда ребенок боиться заходить в воду: “Я так рада, что ты проявил сегодня всю смелость и зашел в воду, помочить ножки”.
- Личный пример. Дети крайне наблюдательны, они следят, что делают родители, братья и сестры, бабушки и дедушки. Они будут следить за всем, что Вы делаете. Если они увидят, что Вы боитесь совершать ошибку, они с легкостью перенесут этот сценарий на себя. Покажите детям личным примером как Вы справляетесь со своими страхами. Пусть они увидят Вашу силу и возьмут себе на вооружение.
Внимательность. Будьте внимательны к тому, что дети смотрят по телевизору или читают в телефонах.Если у Вас есть возможность, то посмотрите данный контент вместе с детьми, чтобы понять,чем они интересуются и что может провоцировать детскую психику. Некоторые дети справляются со всем что видят, другие могут превратить это в настоящий кошмар и не переставая думать об этом.
- Любимая игрушка. В момент страха у детей могут дрожать руки, развиваться нервные тики, они могут облизывать одежду и сосать пальцы. Чтобы дети не зацикливались на таком действии, можно предложить ребенку любимую игрушку, которую он всегда берет с собой. Любимая игрушка наделена приятными и знакомыми запахами, воспоминаниями и ощущением безопасности и спокойствия, что позволяет делать окружающий мир приятнее, не внушая страха.
- Игра. Игра важна в развитии ребенка, это как репетиция реальной жизни. Если Ваш ребенок чего-то боится, предложите ему поиграть в это. Они могут быть не только актерами, выбирая персонажей, но и режиссерами своей игры. В таком действии дети могут взять под контроль волнующую ситуацию, проиграть эмоции и свои реакции, а также проиграть различные сценарии и найти решение.
- Поиск причины. Чаще всего родители обращают внимание на реакции ребенка в ситуации страха, его физические проявления. Но чтобы ситуации испуга не повторялись или не приводили к зацикливанию, важно проанализировать и понять причину детского страха. Иногда причины могут быть на поверхности (зарычала собака и ребенок испугался), а иногда ребенок не говорит, что его беспокоит, но поведение сильно меняется. Попробуйте проанализировать события последних 2-4 недель, как правило это помогает увидеть закономерность происходящих событий. Более подробно о причинах страха, можете прочитать в статье “Почему мой ребенок боится? Причины детских страхов.”.